Помни, никогда не изменяй правде. Изменяй правду.
Станислав Ежи Лец

Сергей Адоньев – медведевский миллиардер, сосущий лапу в Лондоне

В сентябре 2010 года глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов на встрече со страстно увлекающимся гаджетами президентом Дмитрием Медведевым показал прототип российского сотового телефона 4G с двумя экранами. Разработкой телефона, который получил название YotaPhone, занялась компания Yota Devices, в которой контроль (64,9%) принадлежал фонду Telconet Capital Limited Partnership Альберта Авдоляна F 146 и Сергея Адоньева F 147, а «Ростехнологий» было 25,1%. Собеседники газеты «Ведомости» называли Авдоляна человеком из окружения Чемезова. «Короче, Apple напрягся», — пошутил в 2013 году Медведев, когда первый смартфон ему презентовал Сергей Чемезов. Но за два года в мире было продано менее 100 000 смартфонов. Непопулярность смартфона эксперты объясняли высокой ценой — почти 22 000 рублей за смартфон — и узостью продуктовой линейки. К тому же на продажах сказалась и девальвация рубля в декабре 2014 года. Но акционеры не отчаивались и ожидали взрыва продаж после выхода отечественного смартфона третьего поколения. Что случилось потом. Акционеры Yota Devices начали постепенно выходить из бизнеса в 2016 году — тогда 30% у фонда Адоньева и Авдоляна купила китайская компания China Baoli Technologies Holdings. Позже продал свои 10% сооснователь и экс-гендиректор компании Владислав Мартынов. Весной 2017 года Сергей Чемезов заявил о нехватке китайский инвестиций для выпуска третьей модели отечественного смартфона. В июле 2018 года «Ростех» продал свой пакет в Yota Devices консорциуму во главе с китайской инвестиционной группой Trinity World Management за 3 млрд рублей. В 2019 году Верховный суд Каймановых островов признал Yota Devices банкротом с долгом в $1 млн. В 2019 году Авдолян забрал за долги крупный актив Зиявудина Магомедова — Якутскую топливно-энергетическую компанию, на основе которого планирует строить кластер в Якутии, и остается основным претендентом на долю Газпромбанка в Эльгинском месторождении. Сергей Адоньев в 2018 году спонсировал президентскую предвыборную кампанию Ксении Собчак. Также Адоньев — один из спонсоров «Новой газеты» и http://compromat-sng.com 

 

Исраелян рассказал, что купил RTVI, вдохновившись успехом армянских медиа в Калифорнии. По оценке ресторатора, на западном побережье канал может охватить 20% русскоязычного населения. В биографии бизнесмена до сегодняшнего дня ничто не указывало на интерес к медиа. У Исраеляна нет бизнес-интересов в России, рассказал его знакомый бизнесмен, а канал он мог купить «для кого-то». Исраелян ответил, что давно мечтал заняться медиабизнесом.

В «Ростехе» ответили, что ни корпорация, ни ее менеджеры не имеют отношения к финансированию RTVI.

Свое первое кафе Исраелян открыл в 14 лет в Ереване и продолжил заниматься ресторанным бизнесом после переезда в Лос-Анджелес. Он открыл ресторан «Романов», назвав его стилизованным под Зимний дворец в Петербурге, и ночной клуб Playhouse. Свои связи в Голливуде Исраелян использовал и на родине. В 2012 году он вместе с тогдашним президентом Армении Сержем Саргсяном и создателем Comedy Club Артуром Джанибекяном вел переговоры с Мэлом Гибсоном о съемках фильма об Армении, но фильм так и не был снят. Глянцевый журнал Yerevan, рассказывающий об успешных армянах, называл Исраеляна «главным везунчиком Голливуда».

«Но в душе он остается чекистом и каждый свой шаг согласовывает с Путиным», — уверен бывший высокопоставленный чиновник, лично знающий Чемезова. «Ему можно их содержать, потому что разрешили и он поддерживает. Нужен баланс, должен же кто-то писать и про таких, как Андрей Костин. Так мы показываем миру, что у нас есть свобода слова», — объясняет бывший кремлевский чиновник. Ту же логику объяснили еще двое чиновников, работающих в Кремле и Госдуме, а также отставной высокопоставленный чиновник, знакомый с Чемезовым. Такая поддержка еще и выгодна власти: в нужный момент поддерживаемым Чемезовым СМИ можно будет установить нужные власти запреты, например, классический — «не писать личные выпады против Путина и его семьи», считает собеседник, близкий к руководству кремлевской администрации.

На вопрос, какие либеральные проекты связаны с Чемезовым, все собеседники первой назвали «Новую газету».

Благотворительный взнос

— «Газетой расстрелянных» зовут «Новую» Ваши коллеги. Звенящим камертоном российской журналистики навсегда останутся имена сотрудников газеты, отдавших жизнь за человеческое достоинство и правду. Низкий поклон истинным патриотам, которые делают все, чтобы наша страна становилась лучше и чище, — такое поздравление с 50-летием многолетнему главреду «Новой газеты» Дмитрию Муратову — он возглавил редакцию в 1995 году, сделав перерыв с 2017 по 2019 год — в апреле 2010 года появилось в «Независимой газете». Автором поздравления был Чемезов.

Он неоднократно поздравлял Муратова с днем рождения, а саму «Новую» с годовщиной основания.. Здесь (1, 2, 3) можно прочесть некоторые из поздравлений, сохранившиеся в электронном архиве «Независимой газеты». Сотрудники «Новой» шутили по этому поводу и даже заключали споры, будет ли в новом году очередное поздравление, вспоминает сотрудник редакции. Муратов и Чемезов были знакомы, но совсем не тесно: в середине нулевых главный оружейник страны приходил на встречу с редакцией газеты.

В конце 2014 года у крупнейшего частного акционера «Новой газеты» Александра Лебедева возникли проблемы — к приговору за драку с Сергеем Полонским добавились обыски в принадлежавшем Лебедеву Национальном резервном банке. В это же время Лебедев отказался от «добровольных пожертвований» редакции «Новой»: по оценке его знакомого, они равнялись нескольким миллионам рублей каждый месяц. В редакции начались неплатежи зарплаты, по воспоминаниям двух работавших в тот период журналистов «Новой», неплатежи продолжались не менее трех месяцев, Муратов даже допускал отказ от выпуска печатной версии газеты.

Именно на рубеже 2014-2015 годов у газеты появился новый партнер, выплачивающий редакции ежемесячное пожертвование. Им стал акционер компании Yota Сергей Адоньев, рассказывает знакомый бизнесмена, но в переговорах участвовали Чемезов и их общий партнер Альберт Авдолян, говорят два собеседника — близкий к газете и к бывшим акционерам Yota. Менеджер «Новой газеты» и бывший журналист издания на вопрос, кто инвестор, называют Чемезова, а не Адоньева, поясняя, что именно такое мнение бытует в редакции. Муратов это опровергает (см. ниже полный текст комментария главного редактора «Новой газеты»).

Выпуск острых статей, касающихся Чемезова, его семьи и бизнеса, требует предварительного разговора с инвестором и дополнительного времени, чтобы получить его комментарий, — говорят два журналиста «Новой», подчеркивая, что Муратов всякий раз бьется за публикацию статей. В «Ростехе» ответили, что ни корпорация, ни ее менеджеры не имеют отношения к финансированию и редакционной политике «Новой газеты». Муратов — единственное препятствие для давления, говорит знающий Чемезова бывший высокопоставленный чиновник: «Убрать Муратова, и это быстро превратится в „Коммерсант“». Речь об издательском доме «Коммерсант», которым владеет олигарх Алишер Усманов, и который не раз обвиняли в цензуре.

В 2019 году две громкие истории, касающиеся Чемезова и написанные журналистами «Новой», вышли в «Медузе». В марте в «Медузе» были последовательно опубликованы статьи «Кошелек российской элиты» (посвящена бизнесу Рубена Варданяна, в тексте также упоминается Чемезов) и «Акулинино на Коста-Брава» (напрямую посвящена заграничной собственности семей Чемезова и его партнеров: 1, 2). Все авторы отказались обсуждать причины публикации своих текстов в другом СМИ, редактор Роман Шлейнов сказал, что решение о переносе публикации в другое место принимал лично он, как редактор OCCRP — оба материала писались в сотрудничестве с этой международной организацией. Муратов прокомментировал эпизод с выходом в «Медузе» статьи о Варданяне, сказав, что текст был отдан другой редакции лично редактором «в нарушение договоренностей» и «Новая» была готова выпустить то расследование.

В 2014 году в газете, напротив, появилась публикация, в выгодном свете освещающая работу компаний Чемезова. Автором статьи «Государство прибрало нефрит к хорошим рукам» значится Алексей Баринов.

Разворот «Новой Газеты», выпуск № 36 от 4 апреля 2014Разворот «Новой Газеты», выпуск № 36 от 4 апреля 2014

Сотрудника с таким именем не смог вспомнить ни один опрошенный журналист «Новой», да и в газете за все время за его именем вышли только два материала — второй тоже очень комплиментарный, но посвящен не «Ростеху», а государственной «Русгидро».

Муратов не стал комментировать публикацию этих статей.

По просьбе главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова целиком приводим его ответы на вопросы:

Действительно ли партнер редакции Сергей Адоньев лишь представляет истинного инвестора — Сергея Чемезова? Почему собеседники в редакции считают истинным инвестором издания Чемезова, а не Адоньева?

— Господин Чемезов, его сотрудники или структуры «Ростеха» никогда не финансировали «Новую газету» и не финансируют ее ныне. Мы получаем благотворительные взносы от господина Адоньева, он наш надежный партнер и товарищ.

Влечет ли участие Адоньева в финансировании газеты за собой какое-либо влияние на редакционную политику?

Действительно ли заметки, содержащие упоминания о финансовых и личных интересах семьи Чемезова, согласовываются с инвестором и могут не выйти в «Новой газете» во избежание рисков?

— С. Н. Адоньев никогда не вмешивался в политику газеты, ее осуществляет избранный коллективом главный редактор и редколлегия.

Каков размер финансирования, предоставляемого Адоньевым? Означает ли это, что ему принадлежит какой-либо пакет акций «Новой газеты»?

— У господина Адоньева нет акций газеты, они есть у М. С. Горбачева (10%), А. Е. Лебедева (14%) и у редакции (76%).

Чем объясняется невыход в «Новой газете» двух расследовательских материалов с упоминанием интересов Чемезова — «Акулинино в Коста-Браве» и «Кошелек российской элиты»? Оба материала были написаны авторами «Новой газеты», но были опубликованы в «Медузе».

Также работал ли в редакции когда-либо автор с именем Алексей Баринов? За его авторством в газете вышли два материала. Оба несут признаки пиар-публикаций, другие сотрудники редакции не знают корреспондента с таким именем, соцсетей этого автора найти также не удалось. Один из материалов — «Государство приберет нефрит к хорошим рукам» — в позитивном ключе описывает работу компании «Ростех» и друга Чемезова Виталия Мащицкого. Действительно ли этот материал писался автором «Новой газеты»? Проходил ли редакторский контроль? Если нет, то возможно ли, что инвестор газеты или его представители могли тем или иным образом размещать в газете выгодные себе материалы?

— Отчитываться о наших старых публикациях и повседневной работе не склонен, но в отношении принципиального расследования о «Тройке диалог» поясню. Текст готовился совместно с OCCRP, они